Без будущего: Через 15 лет Украина перестанет выплачивать пенсии

Павел Кухмиров 22.10.2020 13:54 | Политика 40

Фото: Pixabay

Будущее в политике можно предсказывать достаточно просто. Делать это возможно без всякой магии и даже без ясновидения: совершенно не нужно «видеть грядущее» — достаточно просто внимательно слушать то, что говорят в настоящем. И делать из этого надлежащие выводы. Недавно сеанс таких вот «откровений» о будущем состоялся на Украине, где премьер-министр Денис Шмыгаль, по сути, анонсировал грядущую пенсионную реформу в данном государственном образовании. А заодно и перспективы большинства населения данной территории. И, на самом деле, это нерядовое событие. Ведь, по факту, заявленное означает вероятный отказ украинского государства от обязательств обеспечить будущее собственным гражданам в принципе.

Но что же именно было сказано и что за этим стоит?

Без пенсий

Выступая перед львовскими студентами в начале месяца, г-н Шмыгаль заявил, что уже через 15 лет Украина не сможет гарантировать выплаты пенсий. На практике это означает, что люди младше 45 лет, несмотря на то, что они работают и отчисляют налоги, могут не получить пенсии в принципе. Равно как и люди более старшего возраста. Подобное заявление главой украинского правительства мотивируется демографией, а именно — ростом количества пенсионеров, для содержания которых, по его словам, вскоре придётся вдвое повысить соответствующие налоги (т. н. ЕСВ — с 22% до 44%). Но бизнес этого не желает и не допустит, а значит и пенсий не будет. По его выражению это «простая математика».

При этом глава профильного комитета Рады, г-жа Третьякова, высказывается ещё более радикально: по её словам, те, кому сейчас 30-35 лет уже не имеют пенсионного будущего. В качестве причин называется всё тот же рост количества пенсионеров и падение рождаемости. Но так ли это?

Неизбежная стагнация

С одной стороны, рождаемость действительно значительно упала и продолжает падать. Но и продолжительность жизни не растёт. Более того, украинские мужчины живут, в среднем, на 10 лет меньше, чем в подавляющем большинстве европейских стран. Что же до количества пенсионеров, то здесь представители украинской власти и вовсе откровенно слукавили — их количество не просто не растёт, но даже сокращается. Почему? Ну, как сказать… Потому что. И реальные данные всё того же украинского пенсионного фонда об этом свидетельствуют: в 2014 году на Украине насчитывалось 13,5 млн пенсионеров, в 2017 — 11,9 млн. И списывать это на уход Крыма и Донбасса, мягко говоря, не выходит — тенденция просматривается и без этого. На 1 января 2020 года пенсионеров на Украине 11,3 млн, то есть за три года — минус 600 тысяч человек. И дальше их будет всё меньше и меньше.

Правда в том, что помимо демографии есть и другие факторы: например, то, что в данный момент огромная часть трудоспособного населения попросту уехала из страны на заработки. И немалая доля уехавших стремится там же и остаться. При этом с высоким уровнем трудовой миграции сочетается низкий уровень зарплат, а значит низкие налоговые поступления. Но даже это не самое главное. Меняется сама структура украинской экономики, а вместе с ней структура занятости. Украина активно движется к аграрно-сырьевой модели, а это означает, что высокооплачиваемые и высококвалифицированные рабочие места не будут создаваться в принципе (об этом открытым текстом говорят сами украинские эксперты).

В итоге стагнация пенсионного обеспечения становится неизбежной. Дефицит пенсионного фонда будет только нарастать (в этом году он уже составляет 202 млрд гривен и планируется его увеличение ещё на 20 млрд), погашать его из госбюджета в конце концов станет невозможно и выплата пенсий действительно будет парализована. Здесь г-н Шмыгаль, по сути, лишь констатирует неизбежное. А заодно и расписывается в неспособности украинского режима как-либо данную ситуацию изменить.

Впрочем, некие пути выхода ими всё же предлагаются.

Выход в тупик

В данный момент в украинской Раде находится сразу несколько законопроектов, в общем и целом предусматривающих одно и то же: переход от солидарной пенсионной системы (которую ни украинское государство, ни украинская экономика больше не тянут) к накопительной. По факту это означает, что теперь каждый гражданин данного государственного образования теоретически должен будет накопить себе пенсию сам при помощи специально сознанных институций. У которых предполагается двухуровневая структура: некое «государственное пенсионное казначейство» (в которое граждане будут отчислять 1% от доходов, а работодатели — 2%) и частные пенсионные фонды «прошедшие специальную сертификацию».

На деле же уже сейчас очевидно следующее. Во-первых, никак не озвучено, каким образом данные накопления будут защищены от обесценивания (на сколько раз упала гривна за последние годы, комментировать излишне). Во-вторых, даже при оптимистическом сценарии, накопить себе на хотя бы относительно достойную пенсию смогут только те, кто прямо сейчас не старше 30 лет. Остальные же будут вынуждены либо откладывать много, критически понижая свой уровень жизни, либо получать копейки в качестве пенсии. Для тех же, кому сейчас в районе 50, перспективы вообще непонятны. По подсчётам украинских экспертов, чтобы получать пенсию хотя бы в 1,5 тысячи гривен в месяц, нужно получать зарплату до 50 тысяч гривен и копить не менее 20 лет, откладывая по нескольку тысяч в месяц. В-третьих, огромная часть населения Украины получает зарплаты в конвертах, и такое положение дел по целому ряду причин не изменится. В-четвёртых, доходность подобных пенсионных фондов для их функционирования в режиме, достаточном для выполнения поставленных перед ними задач, должна быть не меньше 8%. На нынешнем фондовом рынке Украины подобное — ненаучная фантастика. И, в-пятых, нет никакой гарантии сохранности данных накоплений. Это очевидно. Прежде всего, само пенсионное казначейство будет насквозь коррупционным органом (это очевидно уже сейчас). Что же касается «сертифицированных» частных пенсионных фондов, то истории с их банкротством, выводом капиталов и оставлением вложившихся в них работяг в беспросветной нищете периодически гремят даже на Западе. То, что нечто подобное произойдёт на Украине — даже не вероятность. Это предопределённость. И все это понимают.

Итог

Исходя из всего этого, вообще перестаёт быть понятно, зачем гражданину данного государственного образования делать пенсионные отчисления или даже платить налоги. С одной стороны, ему открытым текстом говорят: пенсий не будет. С другой, очевидно — путей исправления данной ситуации в нынешней реальности просто не просматривается. И как ни печально для Украины, но вывод здесь может быть только один: трудоспособному населению надо просто бежать туда, чтобы успеть натурализоваться там, где у них есть хоть какое-то будущее. И успеть отработать пенсию, пока они ещё могут это сделать по возрасту и здоровью. То, что сказал г-н Шмыгаль, для них означает только одно: они остаются без будущего. И крайне маловероятно, что будут найдены какие-то иные варианты.

Впрочем, вряд ли это повод для злорадства. Мне в завершение вот что вспоминается: когда в 2017 году на Украине был поднят вопрос об увеличении пенсионного возраста — злорадства было много. А через год… Здесь я, пожалуй, промолчу. Так вот я задаюсь вопросом: а сами мы через какое-то время не услышим чего-то подобного? Только уже не от г-на Шмыгаля.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора